Пальчиковая гимнастика является обязательной составляющей комплексных занятий практически во всех детских развивающих центрах. Тем не менее, правильно применять эти игровые задания для каждой возрастной группы детей весьма непросто. У каждой возрастной категории свои цели и методики проведения пальчиковой гимнастики.
     Пальчиковые игры можно условно разбить на две возрастные группы: от 1 года до 4 лет и от 4 до 7 лет. Пальчиковые гимнастики в этих группах будут объединяться как общими целями, так и правилами проведения. Игры в этих двух возрастных группах будут отличаться и содержанием самих текстов пальчиковой гимнастики. Содержание пальчиковых игр в возрасте от 4 до 7 лет становится сложнее, работа рук — дифференцированнее, дети уже заучивают текст игры.
     Давайте посмотрим, каким образом организуется работа с пальчиковыми играми в возрасте от 1 года до 4 лет. Ещё раз подчеркнём, что в каждой возрастной группе есть свои особенности проведения пальчиковых игр, игнорировать которые нельзя!
     В возрасте от 1 года до 4 лет с помощью пальчиковой гимнастики на занятиях решаются определённые задачи:
— малыши учатся подражать движениям взрослых (развитие в этом возрасте идёт через подражание!);
— формируется умение понимать речь и выполнять определённые простые движения по требованию;
— происходит развитие памяти, воображения и внимания (идёт развитие устойчивости внимания!);
— развиваются согласованные движения обеих рук;
— происходит развитие тонкой моторики пальцев;
— развиваются и укрепляются мышцы рук.
     Это не такие уж и маленькие задачи для детишек, которые ещё с трудом удерживают своими пухленькими пальчиками горошину и фасоль! Педагог обязательно должен знать цели и задачи каждой пальчиковой гимнастики! Только в этом случае игра на занятии будет проходить осознанно и осмысленно.
     Для возраста 1—4 лет имеют свои особенности и правила проведения пальчиковых игр. Если дети совсем маленькие, в возрасте от 1 года до 1 года и 2 месяцев, то сначала пальчики ребёнка занимают пассивную позицию — сопровождающий на занятия взрослый (мама, папа, няня и т. д.) берёт пальчики ребёнка в свои руки и выполняет необходимые движения. Это же правило необходимо выполнять и тогда, когда ребёнок постарше, но впервые оказывается на занятии и первый раз сталкивается с пальчиковыми играми, или, когда вводится новая игра для малышей в возрасте от 1 до 2 лет. Став постарше, дети начинают сами подражать действиям педагога. Поэтому пальчиковые игры для возраста от 1 года до 4 лет на развивающих занятиях обязательно располагаются в порядке возрастания сложности:
1. Очень простые игры, в которых взрослые, взяв руки ребёнка в свои, выполняют заданные движения.
2. Простые игры, которые предполагают 2—4 несложных одинаковых действия обеих рук (сжимания — разжимания кулачка, движения только указательного пальчика и т. д.), выполняемые детьми самостоятельно.
3. Простые игры, выполняемые детьми без помощи взрослых, где усложняются движения пальчиков и рук. Левая и правая рука действуют ещё одновременно.
4. Простые игры, выполняемые детьми самостоятельно, в которых левая и правая рука выполняют разные движения поочерёдно.
Для данного возраста непреложной является следующая схема обучения пальчиковой гимнастике:
— демонстрация игры педагогом (можно даже не один раз, чтобы увлечь детей игрой);
— взрослый совершает действия руками ребёнка для облегчения запоминания и поддержания игровой мотивации;
— самостоятельные действия руками ребёнка под произносимый педагогом текст.
     Следует отметить, что в возрасте от 1 года до 4 лет, даже если малыши уже и умеют говорить, не надо заставлять их произносить текст игры. Детям этого возраста ещё сложно одновременно произносить текст и производить необходимые действия руками. Само содержание пальчиковой гимнастики должно быть понятно и интересно детям — только в этом случае они с увлечением включатся в игру.
     Как часто должны появляться новые пальчиковые игры на развивающих занятиях? Чем младше возраст детей, тем дольше они работают с одной пальчиковой гимнастикой. Педагоги рекомендуют следующее: если у вас занятия 2—3 раза в неделю, то новую игру надо вводить не ранее, чем через месяц после знакомства с предыдущей. Причём сначала повторяется знакомая игра, а потом разучивается новая гимнастика. Не стоит также на одном занятии вводить новую пальчиковую игру и новую подвижную игру.
     Напоследок необходимо остановиться на общих правилах работы педагога на занятиях с использованием пальчиковой гимнастики для всех возрастных групп.
1. Педагог должен знать текст пальчиковой игры наизусть!
2. Текст произносится всегда выразительно, с паузами и подчёркиванием необходимых слов.
3. Если пальчиковая гимнастика предназначена для одной руки, то сначала производятся действия на одной руке, а потом — на другой.
4. Равномерно нагружать пальчики левой и правой рук.
5. Не надо заставлять детей специально заучивать текст пальчиковой гимнастики. Малышам это не требуется, а более старшие дети скоро сами выучат.
6. Должна происходить разумная смена пальчиковых игр, чтобы они не надоедали детям.
7. Время от времени повторяйте ранее изученные игры — детям это нравится!
     И последнее. Рекомендуем пальчиковые игры включать в структуру не только комплексного занятия, но и использовать их на других развивающих занятиях: лепке, рисовании, музыке и т. д.
     Приведём примеры положения рук и пальчиков, наиболее часто встречающиеся в упражнениях:
1. ЗамОк
2. Лодочка
3. Коза
4. Бег, шаги
5. Загибаем пальчики

Примеры занятий для детей от 1 года до 2 лет:

1. БОЛЬШАКУ ДРОВА РУБИТЬ
Большаку — дрова рубить (загибаем большой пальчик),
А тебе — воды носить (загибаем указательный пальчик),
А тебе — печи топить (загибаем средний пальчик),
А тебе — тесто месить (загибаем безымянный пальчик),
А малышке — песни петь (загибаем мизинец).
Песни петь, да плясать (4 раза хлопаем в ладоши),
Родных братьев потешать (2 раза покачать обеими руками с растопыренными пальцами вправо и влево).

2. КУЛАЧОК
Этот пальчик — маленький (загибаем мизинчик),
Этот пальчик — слабенький (загибаем безымянный пальчик),
Этот пальчик — длинненький (загибаем средний пальчик),
Этот пальчик — сильненький (загибаем указательный пальчик),
Этот пальчик — толстячок (загибаем большой пальчик),
Ну а вместе кулачок!

3. РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ…
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять (растопырить пальцы и пошевелить ими):
Этот пальчик гриб нашёл (загнуть мизинец),
Этот пальчик чистить стал (загибаем безымянный пальчик),
Этот резал (загибаем средний пальчик),
Этот ел (загибаем указательный пальчик),
Ну а этот лишь глядел (загнуть большой и пощекотать ладошку ребёнку).

4. В ГОСТИ
В гости к пальчику большому (большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак)
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний (в соответствии с текстом разгибать поочерёдно пальцы),
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики — друзья (сжать пальцы в кулак и разжать их),
Друг без друга им нельзя!

5. УКАЗОЧКА
Ротик мой умеет кушать (пальчики сжимаем в кулачок, отгибаем указательный пальчик и показываем на ротик),
Нос — дышать, а уши — слушать (показываем на нос и уши),
Могут глазоньки моргать (показываем на глазки или моргаем),
Ручки всё хватать, хватать (хватательные движения руками: раскрытые ладони, а затем пальцы в кулаки).

Из книги "ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА на развивающих занятиях в детском клубе
для детей от 1 года до 7 лет"

Анастасия Шевченко - педагог и логопед
Софья Тимофеева - кандидат педагогических наук

http://s3.uploads.ru/jZTi8.png

Теги: мелкая моторика рук, раннее развитие